ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ
Новая наука — наивысшего уровня обобщения
Её создатель — академик Иван Иосифович Юзвишин (1936 - 2001)
Первый Президент Международной Академии Информатизации
“Слово — это Информация
и Информация - вездесущая.
Бог — это информация
и Информация — это
Бог вездесущий.
Информация — это Вселенная
и Вселенная — это информация
Вакуумная, материализованная
и дематериализованная…”.
И.И. Юзвишин
ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ — фундаментальная генерализационно-единая наука, изучающая в вакуумных и материализованных сферах Вселенной самоотношения, конформные самотображения и соотношения нульматериальных точек, предметов, организмов, объектов, процессов и явлений природы и общества, исходя из фундаментального принципа информациологического подхода. |
И.И. Юзвишин |
ГИМН ИНФОРМАЦИОЛОГОВ МИРА
Слова Анатолия Птушенко (при участии Ивана Юзвишина)
Наш мир всегда стоял на трёх китах;
К единому ведут и знание, и вера:
Основа сущего и в Мире, и в умах —
Материя, Информация и Мера.
Припев
Ты информолог. Значит — на краю,
Где фронт войны с невежеством и ложью.
Бестрепетно положишь жизнь свою
К высокой Истины высокому подножью!
Информациология есть мера всех вещей.
Наукой станет истинная Вера.
Оплот Земли, оплот Вселенной всей —
Материя, Информация и Мера!
Припев
Информациология включает все поля,
Невежеству она заслон поставит.
Служить Народу власть она заставит —
Информосотами охватится Земля!
Припев
Hymn of Informationlogists
By Anatoly Ptoushenko
The World’s base is the true triad:
The Matte, Information and the Measure.
The Science’s Criterion is ours Greed —
We do Informatization less a Clangour.
Refrain
You a the Informationlogist —
Then on the front against the Lie.
Intrepidly You put the own Fist
To Victory above the Satan’s Die!
The Information is the measure of all things.
The true Trust turns into the Science —
Great Concept gets the own Jinks
And Clarity will set into the minds.
Refrain
Informationlogy keeps all real senses,
It will supply the Screen to Rudeness,
It will compel the unfit Authority
To serve for the Civil Society!
Refrain
&
А.В. Птушенко
Информациология и системоанализ
___________________________________________________________________________________________________________
Названные в заголовке объекты — самые обобщенные на сегодня отрасли современной науки.
В мире нет такого предмета, который в принципе нельзя было бы представить в виде системы — со всеми вытекающими из этого методическими и методологическими последствиями. Известное высказывание известного классика о том, что наука лишь тогда достойна этого высокого звания, когда она способна оценивать свой объект с помощью математики, сегодня необходимо дополнить утверждением: наука становится таковой только научившись применять основные принципы системоанализа. В ответ на возможные возражения противников системного подхода мы со всей ответственностью можем заявить: системоанализ даёт вполне определённые ответы там, где все иные подходы вообще никаких разумных ответов дать не в состоянии. Системный подход — обобщённая методология всей современной науки. Ситемоанализ — наука об оптимизации систем.
Информациология изучает наиболее общие соотношения между вещественными и невещественными объектами во Вселенной, можно сказать, что это наука о месте и роли Информации в Мире и в Науке. По словам автора этого нового учения первого Президента Международной Академии Информатизации Ивана Иосифовича Юзвишина (ныне покойного), информациология — “ Генерализационная наука о всех информационных явлениях и процессах во Вселенной... она изучает её от бесконечно малых до бесконечно больших расстояний, времён, энергий”. По мнению Юзвишина, предмет информациологии — информационные аспекты ( быть может, точнее сказать — сущность) всех астрофизических, физико-химических, биофизических и социальных процессов во Вселенной.
Таким образом, самой Природой предопределено пересечение и эффективное взаимодействие таких двух генерализационных рукавов современной науки как Информациология и Системоанализ.
Сегодня вполне сложилась и неотложная задача для философии: переосознать, установить заново роль и место информации во Вселенной: вполне возможно, что изначальных категорий не две, а три — информация, материя и мера ( последняя категория — расширение понятия ‘сознание’).
Иван Иосифович Юзвишин был человеком разносторонним. Он приложил руку к тексту гимна информациологов, сочинённому автором этих строк (текст в редакции Ивана Иосифовича можно увидеть в нашей газете "Информациология мира" № 4 (64) за ноябрь 2000 г.). Но недаром же считается, что поэзия на порядок информативнее прозы — в любой редакции этого четверостишия отражена сущность мироустройства, сущность наших знаний о Мире, сущность Информациологии: "Наш мир всегда стоял на трёх китах. / К единому ведут и знание, и вера: / Основа Сущего — и в Мире, и в умах — / Материя, Информация и Мера!".
Мне представляется вполне достойным считать эту максиму духовным завещанием всем нам, информациологам по призванию и профессии, — духовным завещанием отца информациологии Ивана Иосифовича Юзвишина.
Как и всё на свете, информациология — система. И потому включает в себя свои собственные подсистемы.
Наука об управлении системами — кибернетика — компонент (подсистема) информациологии.
К подсистемам информациологии следует отнести и такие науки:
Информатика — обработка и хранение информации;
Информология — технология коммуникаций;
Информономия — собственные ("внутренние") законы информации.
Тезаурусную концепцию информации (автором которой является ваш покорный слуга, см. [1] ), по нашему мнению, можно рассматривать как внутренний концентр фундаментальной теории И. И. Юзвишина: как определение информации на нижнем уровне — определение реализованной информации.
Можно сделать ещё один важный вывод: необходимо безотлагательно создать в России единую терминологическую службу. Её первейшая задача — отработать научно обоснованный общественный тезаурус. (Разумно этой же службе поручить и контроль за соблюдением научно разработанной и всеми принятой терминологии). Естественно, необходим соответствующий закон.
На первом Международном Форуме информатизации 26 ноября 1992 г. была принята КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОГО МИРОВОГО ИНФОРМАЦИОННО - СОТОВОГО СООБЩЕСТВА ( Информационной цивилизации). Этот международный документ отмечает, что мир вступил в период глобальных перемен, отмеченных исключительно противоречивыми тенденциями. С одной стороны, расширяется сотрудничество государств, ослабляется противостояние блоков, национальные границы стираются под воздействием современных коммуникаций; с другой – всё чаще и безобразнее прорезаются националистические тенденции, амбициозные притязания на особый “национальный суверенитет”.
В информационном Обществе нет классов, нет разделения по расовому и национальному признаку: все люди – свободные личности. В таком Обществе осуществляется народовластие на основе территориального информационно-сотового самоуправления. В будущем территориальный принцип самоорганизации вытеснится самоорганизацией на базе общности тезаурусов, личностных менталитетов, индивидуальных шкал ценностных приоритетов.
Для вступления на этот путь необходимо уже сегодня незамедлительно повышать уровень информированности общественности, степень её обеспокоенности назревшими проблемами социально-политического, научно-технического и культурно-экономического развития. Необходимо законодательно определить наивысшую приоритетность культурных (в том числе научных) и образовательных систем. Необходимо первоочередное экологическое образование и воспитание Общества.
Создатель концепции информационно-сотового Общества, И.И. Юзвишин под термином сот подразумевал первичную ячейку самоуправления. Автором настоящей работы установлены принципы организации сотов по соответствию менталитетов, ценностных ориентаций и тезаурусов (взамен простейшего “территориального принципа”). Установлена также структура механизма взаимодействия сотов с концептуальной ветвью управления Обществом: несколько сотов объединяются в метасот (по тезаурусно-территориальному принципу) и делегируют метасоту часть своих властных полномочий; этот процесс повторяется на всех иерархических уровнях государственного механизма.
Возникновение государства связано с самоорганизацией Общества: на определённой стадии развития производительных сил возникла необходимость координации функционирования различных подсистем Общества, потребовалось централизованное использование общественных ресурсов для защиты общественных интересов от эгоистических поползновений отдельных антиобщественных лиц и групп. По своей изначальной сути государство есть механизм управления Обществом – такая подсистема Общества, которой Общество поручило на чётко оговорённых условиях управлять собой в интересах Общества, но не в интересах государства. По своей изначальной сути, Общество содержит государство, а не наоборот. Уже поэтому государство — слуга народа, и юридически государство — не больше гражданина.
Однако позднее суть государства была извращена. Оно стало основным орудием политической власти в классовом Обществе, то есть стало охранять интересы именно антиобщественных групп — почти всегда в ущерб интересам Общества в целом.
Корректный механизм взаимоотношений государства с Обществом состоит в том, что Общество определяет тип, структуру и функции нужного ему государства, оставляя за собой легитимное право в любой момент — согласно закону, без танков и революций, — заменить прежнее государство на иное, изменив при этом тип государства. Иными словами, легитимно изменив “режим правления” (который следует, строго говоря, именовать р е ж и м о м у п р а в л е н и я).
Не только в бытовом языке, но и в специальной литературе встречается представление о правовом государстве как о таком, где соблюдаются законы. Действительно, несоблюдение законов – это отсутствие государства. Но законы могут соблюдаться и в фашистском, и в рабовладельческом государстве. Подобное представление о правовом государстве противоречит основному принципу Гражданского Общества — принципу подчинённого положения государства в Обществе. Следовательно, соблюдение законов (или как иногда говорят, "верховенство права”) — условие необходимое, но не достаточное для признания государства правовым: важно установить какие законы соблюдаются – в чьих интересах, как и кем принятые.
Правовое государство не может изменять законы по собственному произволу, не считаясь с общественным мнением, оно не вправе “на ходу менять правила игры” – те правила,, на основании которых оно нанято Обществом для управления собой – в интересах Общества, а не государства. Соблюдение антиобщественных законов лишает государство права называться правовым.
Ещё более важное условие для признания государства правовым – принцип его взаимоотношений со своим гражданином (то есть членом Общества, исключительно на средства которого государство и существует – никаких иных средств в природе нет). Гражданин и государство равны перед судом. Иначе говоря, правовое государство законодательно признаёт себя и “собственного” гражданина равнозначными субъектами права. Именно в этом состоит определяющая правовая черта правового государства. С другой стороны, воздействовать на законопослушного гражданина правовое государство может только по решению суда.
Главной функцией правового государства является защита интересов гражданина.
Вообще все ветви государства в Гражданском Обществе независимы друг от друга. Исключая Концептуальную ветвь (которой подчинены в стратегическом плане все остальные ветви государства). Общество как система включает в себя собственные подсистемы. В том числе – государство.
Управление обществом осуществляется на разных уровнях. Самый “нижний” – силовой. На следующем уровне определяется последующее состояние общества. Этот уровень условно можно назвать “генетическим”. Здесь работают наркотики, алкоголь, табак и т. п. Третий уровень принадлежит экономике. Четвёртый уровень – идеологический. На пятом уровне работают объективные закономерности человеческой истории (этот уровень можно назвать историко-хронологическим). Шестой уровень – концептуальный.
На концептуальном уровне осуществляется стратегическое управление Обществом: определяются конечные цели в развитии общества, оптимизируются методы достижения этих конечных целей, устанавливаются все ограничения, налагаемые Обществом на государство. Решение всех этих проблем Общество поручает концептуальной ветви государственного механизма – Концептуальной власти.
Концептуальная власть ответственна за формирование и отображение общественного мнения, которое служит основой для выработки концептуальной властью “направляющих косинусов” для законодательной власти – принципов функционирования государства, запретов на определённые методы решения текущих задач (например, на расстрел исполнительной властью собственного парламента из танковых орудий). Государство должно быть законодательно лишено права использовать армию во внутренних разборках между ветвями механизма власти. Дело Концептуальной власти – сформировать для законодателя обоснования необходимости соответствующего закона и разработать ведущие правовые принципы, которыми законодатель должен руководствоваться при создании нового закона.
Концептуальная власть должна представлять собой иерархически организованный механизм взаимодействия научных и массовых коммуникаций. Он, естественно, должен быть представительным, но его формирование должно проходить не по произвольно кем-то (обычно всё теми же в данный момент действующими властями) назначенным правилам (“Закону о выборах”), а по отработанным в самой науке канонам и критериям, научно обоснованными и научно отработанными методами.
В Гражданском Обществе власть должна вырастать как дерево – естественным путём: снизу — вверх. Этот рост представляет собой самоорганизацию Общества. То есть именно тот процесс, в результате которого исторически возникло государство как общественно-политический институт Общества. (А точнее и строже – как одна из основных системообразующих функциональных подсистем Общества).
Интегральные характеристики Гражданского Общества
Государство подчинено Обществу. Законодательно закреплено право Общества заменить государство на другое – в том числе принципиально иного типа (легитимная смена “режима правления”).
Государство законодательно признаёт гражданина равнозначным с собой субъектом права. (Гражданин может подать иск в суд на любой государственный орган).
Государственные органы формируются на основе самоуправления – путём делегирования части властных полномочий снизу вверх — в процессе самоорганизации Гражданского Общества в иерархическую информационно-сотовую структуру по тезаурусно-территориальному принципу.
Государственный механизм кроме обычных трёх ветвей (судебной, законодательной, исполнительной) включает первую ветвь – Концептуальную власть, которой в стратегическом управлении Обществом подчинены остальные три ветви.
Все ветви государственного механизма являются представительными: все они формируются и расформировываются только народом (Обществом в целом). Ни одна из ветвей власти не обладает правомочиями по созданию или роспуску других ветвей власти.
Все ветви власти функционально строго разделены. Законодательно запрещены любые пересечения властных полномочий разных ветвей государственного механизма.
Президент законодательно признаётся главой исполнительной власти. Не может быть иного гаранта конституции помимо того, кто априори является легитимным носителем всей полноты власти в Обществе. Полной неограниченной властью в Гражданском Обществе обладает только народ (Общество в целом).
Конституция Гражданского Общества является исчерпывающе полной, - исключая не только необходимость, но и возможность какого-либо её истолкования. Её должен чётко понимать любой образованный гражданин — армия чиновников - истолкователей полностью отменяется как социальный институт.
Доходы государственного чиновника-управленца любого ранга законодательно ограничиваются; ему запрещается любое совместительство – исключая научно-педагогическую деятельность.
В процессе самоорганизации Гражданского Общества не применяется “голосование по партийным спискам” : каждый кандидат на занятие поста в механизме управления вместе со своей предвыборной программой опубликовывает результаты его официального освидетельствования в медико-биологическом, интеллектуальном и нравственном аспектах. Отменяются не только все религиозные, расово-национальные и половые, но и все возрастные ограничения.
В Гражданском Обществе жёстко разграничены функции и сферы компетенции всех силовых структур; любые пересечения караются по закону.
Сформулируем дефиниции рассмотренных понятий.
Право — подсистема Культуры, непосредственно формирующая и контролирующая деятельность человека как социально ответственной и законопослушной личности и определяющая все запреты и ограничения, налагаемые Обществом на государство, представляющая собой систему взаимосвязанных идей, максим и принципов, определяющих и направляющих формирование законов.
Общество — система, организующая на определённой территории — от частного клуба до Планеты — разумных и целенаправленных особей в интересах обеспечения их жизнедеятельности, направленной на достижение определённых духовных, экологических и вещественных идеалов.
Государство — подсистема Общества, координирующая функционирование всех остальных подсистем и организующая все необходимые Обществу знаковые и вещественные потоки — методами и в жёстких рамках правил, установленных Обществом.
Системоанализ и Информациология спасут Мир. Во всяком случае, будем надеяться на это.
Публикации:
О тезаурусной концепции информации и других системных аспектах информациологии можно прочитать на стр. по первой ссылке (на narod.ru)
http://ptoushenko.narod.ru; http://webcenter.ru/~agynch; http://www.geocities.com/ptoush/mypage; http://www.sl.ru/~agynch